Дао Дэ Цзин часть 2

By | 10.03.2014

Дао Дэ Цзин часть 1

Дао Дэ Цзин («Книга пути и достоинства») — основополагающий источник учения и один из выдающихся памятников китайской мысли, оказавший большое влияние на культуру Китая и всего мира. Основная идея этого произведения — понятие дао — трактуется как естественный порядок вещей, не допускающий постороннего вмешательства, «небесная воля» или «чистое небытие». Споры о содержании книги и её авторе продолжаются до сих пор.

СОРОК ОДИН

Умный, узнав о Дао, следует Дао. Способный, узнав о Дао, колеблется. Темный, узнав о Дао, смеется. Но Дао есть Дао потому, что легко высмеять. Поэтому говорят: Кто хочет увидеть Дао — увидит тьму. Кто хочет достичь Дао — идет назад. Кто жаждет подняться к Дао — забудет цель. Высокая добродетель — проста. Постигший истину — гоним. Доброта без границ похожа на равнодушие. Сеющий доброту напоминает жнеца. Чистая правда горчит, как ложь. Настоящий квадрат не имеет углов. Лучший кувшин лепят всю жизнь. Высокая музыка неподвластна слуху. Великий образ не имеет формы. Дао скрыто, безымянно. Но только Дао дарит путь, свет, совершенство.

СОРОК ДВА

Дао рождает единицу. Из одного родится два, Из двух родится три. Три — колыбель тысячи тысяч. Из тысячи тысяч в каждом борются инь и ян, пульсирует ци. Так возникает равновесие. Люди не терпят одиночества и завидуют царям. Между тем цари — одиноки. Вот почему говорю: что отдал — твое. Учу, чему учит жизнь: сильные умирают от насилия. Здесь простая суть моих размышлений.

СОРОК ТРИ

Волна захлестнет камень. Бесплотное не имеет преград. Потому ценю покой, учу без слов, совершаю без усилий.

СОРОК ЧЕТЫРЕ

Слава, жизнь — что важнее? Жизнь, богатство — что дороже? Прибыль, потеря — что ценнее? Много обрел — больше потеряешь. Крепче берег — легче растратишь. Кто знает меру — не знает разочарований. Кто ведает предел — не знает поражений. Жизнь без событий — жизнь бессмертного.

СОРОК ПЯТЬ

Полное совершенство выглядит, как изъян. Невозможно исправить. Крайняя полнота похожа на полную пустоту. Нельзя исчерпать. Великая прямота действует исподволь. Великий ум облекается в простодушие. Великая речь нисходит, как заблуждение. Шагай — победишь холод. Бездействуй — преодолеешь зной. Покой создает согласие в Поднебесной.

СОРОК ШЕСТЬ

В стране, открытой для Дао, лошади удобряют пашни. В стране, закрытой для Дао, кони мчатся в боевых колесницах за городской чертой. Страсть не беда, когда знаешь границу. Покупка не опасна, пока бесстрастна. Потому говорю: Кто уверен, что имеет вполне, — имеет полной мерой.

СОРОК СЕМЬ

Оставь порог дома — вместо мира увидишь рисунок. Выгляни в окно — вместо неба найдешь синеву. Дальше зайдешь — меньше останется. Меньше останется — ближе конец. Мудрый не размышляет, он постигает. Не любуется, он видит. Не совершает, он творит.

СОРОК ВОСЕМЬ

Следуешь учителю — обретаешь. Следуешь Дао — избавляешься. Избавился — пришел к бездействию. Ничего не делаешь — ничего не остается несделанным. Миром управляет простота. Простота родится из бездействия. Вмешательство — залог беспорядка.

СОРОК ДЕВЯТЬ

Мудрый бессердечен. В нем бьются сердца тысячи тысяч. Несу добро добрым. Несу добро злым. Нести следует одно: добродетель. Доверяю доверчивым. Доверяю подозрительным. Верить следует в одно — в доверие. Мудрый — застенчив, спокоен, одинок, словно ребенок. Мудрый — зеркало для людей, их единое отражение.

ПЯТЬДЕСЯТ

Меж рождением и смертью Из десятерых — трое стремятся к жизни, трое к вечности, трое просто живут и умирают. Отчего так? Оттого что привязаны к переменам. Значит, движутся к смерти. Слыхал еще про одного. Свободный от уз, идет без страха навстречу тигру, носорогу, навстречу врагу. Носорогу некуда вонзить рог, тигру — когти, врагу — клинок. Отчего так? Оттого что в себе не оставил места для смерти.

ПЯТЬДЕСЯТ ОДИН

Дао рождает, Дэ — поощряет, придает форму и смысл. Дао почитают. Дэ — соблюдают. Потому что не требуют соблюдения и почтительности. Дао рождает, Дэ поощряет, придает форму и смысл, растит, учит, оберегает. Создает — и расстается, творит и не ищет награды, управляет, не повелевая, — вот что называю великим Дэ.

ПЯТЬДЕСЯТ ДВА

Поднебесная имеет начало. Начало — мать Поднебесной. Узнаешь мать — поймешь сыновей. Поймешь сыновей — не забывай о матери и забудешь страх смерти. Сбрось кокон желаний, разорви путы страстей — станешь бодр и неутомим. Следуй прихотям, потакай страстям — Нет спасения от усталости. Зоркий вместо главного видит мелочи. Могучий вместо натиска уступает. Уступая большему — видишь больше света. Следуй свету — пойдешь легко и научишься постоянству.

ПЯТЬДЕСЯТ ТРИ

Мудрый идет по большой дороге. Узкие тропы внушают ему страх. Так легко идти по большой дороге! Но люди предпочитают обходные пути. Дворец утопает в роскоши — значит пусты хранилища в городе, поля заросли лебедой. Знатные одеты в дорогие одежды, носят острые мечи, пресыщены пищей, слепнут от блеска драгоценностей. Они далеки от Дао.

ПЯТЬДЕСЯТ ЧЕТЫРЕ

Кто крепко стоит — не колеблется. Кто одержим — не ускользнет. Так ведется от века к веку. Кто заботится о себе — искренен. Кто заботится о семье — щедр. Кто заботится о селе — широк. Кто заботится о стране — богат. Кто заботится о Поднебесной — всесилен. Таковы степени добродетели. Познал себя — поймешь других. Познал семью — поймешь семьи. Изучил село — увидишь села. Изучил страну — увидишь страны, постигнешь Поднебесную. Как узнать, что Поднебесная есть Поднебесная? Поднимись по ступеням.

ПЯТЬДЕСЯТ ПЯТЬ

Кто исполнен Дэ — похож на младенца. Скорпион и змея не ужалят его, зверь не бросится, птица не заклюет. Его кости — мягки, мышцы — слабы, цепкость его безгранична. Не знает любви — но исполнен животворной силы. Он чуток. Он кричит весь день напролет, но голос не грубеет, нота всегда одна. Вто что такое равновесие. Узнаешь равновесие — постоянен. Узнаешь постоянство — просветлен. Просветленный — счастлив. Счастливый — обуздал страсти, полон сил для покоя. Кто полон покоя — следует Дао.

ПЯТЬДЕСЯТ ШЕСТЬ

Кто знает — не говорит. Кто говорит — не знает. Умерь желания. Обуздай страсти. Стреножь ум. Прекрати суету. Приглуши ресницами блеск зрачков,стань пылинкой — откроешь сокровенный смысл Поднебесной. Захочешь подступиться к нему — оступишься. Захочешь отвергнуть — отвернется. Захочешь присвоить — ускользнет. Захочешь возвысит — взовьется. Потому говорю: очевиден и непостижим.

ПЯТЬДЕСЯТ СЕМЬ

Страной управляет справедливый. Войной — хитроумный. Вселенной владеет спокойный. Откуда знаю? Жесткие законы — беднее народ. Острее мечи — стремительнее смута. Искуснее мастер — больше соблазна в лавках. Чем шире запреты — тем штре круг преступивших. Поэтому мудрый говорит: Не вмешиваюсь — люди меняются к лучшему. Спокоен — люди стремяться к искренности. Бездействую — люди становятся богаче. Бесстрастен — воцаряется простодушие, лучшее из состояний души.

ПЯТЬДЕСЯТ ВОСЕМЬ

Государь спокоен — народ простодушен. Государь деятелен — народ лицемерен. Счастье таится в сравнении. Несчастье таится в сравнении. Сравнение — добровольная пытка ума, враг постоянства. Так справедливость превращается в коварство, добро — в прах, знание — в заблуждение. Мудрый не сравнивает — значит, не отнимает. Бездействует — значит, не вредит. Не размышляет — значит, не замыслит плохого. Тусклый свет — это свет Вселенной.

ПЯТЬДЕСЯТ ДЕВЯТЬ

Служить людям, повинуясь небу, — воздвигнуть алтарь сдержанности. Сдержанный отвергает знания, расчищает простанство для великого Дэ. Подчиняешься Дэ — обретаешь свободу. Подчиняешься свободе — получаешь силу. Управляешь силой — управляешь страной. Когда правит сдержанность — основание прочно и смысл глубок. Глубокий смысл называю Дао.

ШЕСТЬДЕСЯТ

Управление большим государством подобно приготовлению тройной ухи. Правитель следует Дао — сникают злые духи, не могут повредить. Когда безвредны злые — безвредны и добрые. Когда злые и добрые лишились вреда — их Дэ сливается воедино, знаменует мудрость и совершенство.

ШЕСТЬДЕСЯТ ОДИН

Великая страна — как низовье реки, средоточие всех сил, мать Поднебесной. Женщина побеждает мужчину хладнокровием, уступая мужчине в хладнокровии. Великая страна привлекает малую, принижая себя. Малая страна привлекает великую, уступая великой величие. Завоюет сердце — кто уступает. Победил безраздельно — кто уступил. Великое царство любит достаток. Малое царство любит людей. Оба получают искомое. Великий довольствуется малым.

ШЕСТЬДЕСЯТ ДВА

Дао — источник тысячи тысяч, сокровище добрых, убежище злых. Красивые слова — народ тешится. Красивые дела — народ умолкает. Не лставляй злого на волю судьбы. Корнуют царя, чествуют трех советников. Из дорогих подарков, ожерелий, колесниц выбери один — Дао, и злые выберут Путь. Почему его ценили древние и назвали Дао? Пока желания просты, а поступки случайны — Дао не имеет цены в Поднебесной.

ШЕСТЬДЕСЯТ ТРИ

Совершай бездействие, внушай спокойствие, вкушай безвкусное. Великое состоит из малого, многое — из немногого. Ненависть встречай заботой. Трудный путь начинается с легкого шага, большая река — с маленького ручья. Значит, трудное состоит из легкого, большое — из малого. Мудрый начинает с малого, потому совершает великое. В легкие обещания трудно верить. В легких делах любая легкость тяжела. Мудрый идет навстречу невозможному, оттого не встречает затруднений.

ШЕСТЬДЕСЯТ ЧЕТЫРЕ

Из тысячи тысяч легче всего — беречь спокойствие. Не успел ошибиться — легче поправить. Мелкое — легче рассеять. Мягкое — разделить. Начинай с того, что еще не началось. Приводи в порядок — что не успело запутаться. Дуб начинается с побега, башня в девять ярусов — с горсти земли, путешествие в тысячу ли — с первого шага. Проигрывает — кто играет. Теряет — кто владеет. Мудрый бездействует — и не проигрывает. Расстался — и не теряет. Поражение приходит накануне успеха. Потому завершаяй внимательно, как начал. Мудрый бесстрастен, бескорыстен. Мудрый учится у тех, кто ничему не учился. Идет дорогой, проторенной другими. Помогает тысяче тысяч обрести себя. Он воздерживается от действий.

ШЕСТЬДЕСЯТ ПЯТЬ

В древности, кто следовал Дао, — не учили, но отучали. Покуда знаний в избытке, порядка нет. Управление с помощью знаний приводит к смутам. Управление без помощи знаний приносит покой. Кто понимает — постиг великое Дэ. Великое Дэ — в глубине. Манит все существа назад — к полному воплощению.

ШЕСТЬДЕСЯТ ШЕСТЬ

Океан — властелин морей, рек, ручьев. Расположен ниже, потому зовут властелином. Когда мудрый желает подняться — пригибается. Хочет быть впереди — становится в тыл. Возвышаясь над людьми — не принижает. Ведет за собой — никому не заслоняя свет. Оттого радостно чествуют его, возвышают и выдвигают вперед. Не затевает тяжб — оттого никому не в тягость. Не вступает в борьбу — оттого непобедим.

ШЕСТЬДЕСЯТ СЕМЬ

Кругом говорят: Дао велико, не с чем сравнить. Если сравнить — станет сравнительно велико, то есть ничтожно. Три сокровища, которыми дорожу: сочувствие, скупость, скромность. Сочувствие приводит к мужеству. Скупость — к щедрости. Скромность — к лаврам вождя. Храбрец без сочувствия, Щедрый без скупости, Вождь без скромности — мертвы в сердцах людей. Сочуствие ведет к победе в войне, упорству в обороне. Три сокровища, любезные небу.

ШЕСТЬДЕСЯТ ВОСЕМЬ

Хороший боец отвергает битву. Искусный воин презирает войну. Достойный победитель равнодушен к победе. Это — Дэ, избегающее борьбы. Умелый хозяин избегает хозяйничать. Умеет управлять людьми. Так живут в согласии сДао — древним замыслом мира.

ШЕСТЬДЕСЯТ ДЕВЯТЬ

Седые воины говорят: Лучше минуту переждать,чем секундой опередить. Лучше на сажень отступить, чем продвинуться на вершок. Так победишь , не начав сражения. Укрепишься, не возводя крепости. Возьмешь крепость, минуя укрепления. Нет усилия — нет врага. Не нужно войска. Кто недооценит соперника — уронит собственную цену. В неизбежном сражении победит избежавший.

СЕМЬДЕСЯТ

Мои слова легко понять, претворить в жизнь. Оттого трудно взять в толк, воплотить. Слова несут древний смысл, дела прозрачны, отчетливы. Редко кто разумеет простые дела, внятную речь. Редко кто понимает меня. Что редко встречается — ценится высоко. Поэтому мудрый подобен скопцу. Одет в рубище, чтобы крепче хранить сокровище от докучливых глаз.

СЕМЬДЕСЯТ ОДИН

Умный не знает про ум и становится умнее. Глупый толкует о глупости, глупеет и впадает в недуг. Больной, знающий болезнь, излечился. Мудрому мудрено захворать. Уверен, что нездоров, оттого выздоравливает с каждым восходом солнца.

СЕМЬДЕСЯТ ДВА

Когда народ теряет благоговение — пропадает благо. Но не тесните его жилищ, не тревожьте понапрасну. Кто вторгается — будет отторгнут. Мудрый верит в себя, но не самоуверен. Надеется на себя, но не самонадеян. Любит себя, но не самолюбив. Глубина глубока, пока не стремится на поверхность.

СЕМЬДЕСЯТ ТРИ

Смелый и отчаянный — несет гибель и гибнет. Смелый и безмятежный — хранит жизнь. Вред или пользу приносит смелость? Мотивы ненависти неба непостижимы, и мудрый иногда бессилен помочь. Небесное Дао не борется, но побеждает. Не задает вопросов, но получает ответы. Приходит без зова, управляет без усилий. Небесная сеть широка, ячейки просторны, но ускользнуть невозможно.

СЕМЬДЕСЯТ ЧЕТЫРЕ

Кто не боится смерти — тому глупо грозить смертью. Кто угрожает и наслаждается страхом — ходит по краю пропасти, как тарантул по краю ладони. Кто приводит приговор в исполнение — всегда будет правой рукой. Кто дерзнет заменить правую руку — замахнется на правила Большого Искусства. Кто замахнется на правила Большого Искусства — наткнется рукой на лезвие топора.

СЕМЬДЕСЯТ ПЯТЬ

Отчего народ голодает, Оттого что налоги чрезмерны. Вот почему народ голодает. Народ выходит из подчинения, потому что цари стремятся его подчинить. Вот почему народ выходит из подчинения. Люди не думают о смерти — поглощены заботой о жизни. Вот почему смерть приходит внезапно. Чем ниже ценишь жизнь, тем выше цена каждого дня.

СЕМЬДЕСЯТ ШЕСТЬ

Человек рождается слабым, гибким. Умирает матерым, окоченевшим. Ростки прорбиваются нежными, влажными, уходят в землю твердыми, сухими. Значит, сильное, упрямое — признаки смерти. Слабое, уступчивое — признаки жизни. Война без маневра — обречена на провал. Если дерево не гнется — живет до первой бури. Прочное, крепкое — считает дни. Мягкое, податливое — считает столетия.

СЕМЬДЕСЯТ СЕМЬ

Небесное Дао подобно боевому луку. Чем туже тетива — тем ниже верхняя тяга лука и выше нижняя. Выбери слабину — ощутишь силу. Чем тоньше искусство — тем призрачней разница меж верхом и низом и сторонами света. Небесное Дао избавляет от многого, умножает малое. Дао человека — другое. Избавляет от малого, умножает многое. Кто, имея многое и больше, выберет лишнее? Кто следует Дао. Мудрый создает — и не использует, побеждает — и не кичится. Не наступает — потому не может оступиться.

СЕМЬДЕСЯТ ВОСЕМЬ

Нет уступчивей под небом, чем простая вода. Нет равного воде под небом в преодолении твердого, прочного. Слабый одолеет сильного, мягкое одолеет твердое. Любой знает эту правду. Никто ни признает ее за истину. Потому мудрый говорит: кто принял к сердцу унижение государства — становится государем, кто вынес бремя безвластия — становится властелином. Голая правда похожа на чистое заблуждение.

СЕМЬДЕСЯТ ДЕВЯТЬ

После крупного разговора остаются ссадины и уколы вместо успокоения. Мудрый бестрепетно сносит обиду, не требует оправданий. Молчаливый укор — запасной колчан насилия. Небесное Дао беспристрастно, потому всегда на стороне отзывчивых.

ВОСЕМЬДЕСЯТ

В малом государстве мало людей. Орудия сужают кругозор, их следует оставить в стороне. Нет смысла в путешествиях. Лодки, колесницы жаждут покоя. Воины любят мирный труд. Лучше вязать узелки, чем водить кистью по шелку. Пища проста, одежда удобна, жилище уютно, жизнь радостна. Сосед приветствует соседа, слышит пение петуха за забором, лай собаки. Не идет в гости, спокойно встречает старость и мирную смерть.

ВОСЕМЬДЕСЯТ ОДИН

Точное слово некрасиво. Красивая речь неточна. Добрый много не говорит. Говорливый редко добродушен. Знающий не ищет доказательств. Доказательство — верный знак заблуждения. Мудрый — избавлен от поклажи. Что отдал — принадлежит ему навсегда. Небесное Дао — глубина без поверхности. Дела его безвредны, благотворны. Дао мудрого — пламенное бездействие.

Вернуться к началу статьи


Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


7 − пять =